Портал Культурных учреждений
Чеченской Республики

«Начало работы ледовой трассы на Ладожском озере»

22.11.2022

        По нему шло бесперебойное снабжение жителей Ленинграда продовольствием и всем жизненно необходимым. По нему вывозились из города истощенные, полуживые люди. В периоды навигации это осуществлялось по воде, зимой – по льду. «Дорога жизни» связывала осажденный город со страной с 12 сентября 1941 по март 1943 года. 22 ноября  2022 г. Дураева Х. - старший научный сотрудник  Мемориального комплекса Славы им. А. А. Кадырова провела лекцию для школьников Гимназии № 3 по данной теме.         

 

 Дураева Х.  рассказала слушателям о том, что подготовка к работе ледовой трассы зимой 1942–1943 годов началась заблаговременно, в конце августа 1942 года был утвержден план мероприятий по организации автомобильной дороги через Ладожское озеро на зимний период 1942-1943 года. Этот план предусматривал не только автогужевые трассы, но и строительство железнодорожного пути по льду Шлиссельбургской губы. 31 октября было принято постановление «О строительстве Военно-автомобильной дороги через Ладожское озеро на 1942–1943 годы». Документ подписали руководители обороны Ленинграда Л. А. Говоров, А. А. Жданов, А. А. Кузнецов, Т. Ф. Штыков и Н. В. Соловьев.

Вторая блокадная зима выдалась теплой. Ладога не замерзала, что тормозило начало работы ледовой трассы. Лишь 20 декабря 1942 года началось движение на лошадях, а 24 декабря была разрешена перевозка грузов на автомашинах. Несмотря на чрезвычайно неблагоприятные условия для работы ледовой дороги - подвижность льда, который периодически смещался, образуя трещины, трасса действовала в полную силу. На всем пути стояли домики на полозьях, палатки регулировщиков, ремонтные летучки. В течение зимы силами мостостроительных частей было построено более 500 сборно-разборных мостов для перекрытия трещин. Усилились охрана и противовоздушная оборона ледовой дороги.

В завершение лекции обучающиеся получили ответы на интересующие их вопросы.